Новости
/ Эксперты РАНХиГС подготовили предложения по либерализации валютного регулирования в РФ

Эксперты РАНХиГС подготовили предложения по либерализации валютного регулирования в РФ

14
марта
2018
Эксперты РАНХиГС подготовили предложения по либерализации валютного регулирования в РФ

Экспертами РАНХиГС совместно с коллегами из ЦСР, Института Гайдара и ВАВТ подготовлен доклад «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России». В нем представлен анализ международных практик и российского опыта в области валютного регулирования. В результате исследования авторы доклада пришли к выводу о необходимости серьезной либерализации существующих ограничений вплоть до отмены требования репатриации денежных средств и установления открытого режима использования зарубежных счетов.

Действующее в России валютное регулирование уходит корнями еще в советский период, когда государство имело исключительное право на совершение операций с валютными ценностями. Сегодня, несмотря на частичную либерализацию валютного регулирования и контроля, в России по-прежнему сохраняются существенные ограничения.

В отличие от зарубежных стран в России эти ограничительные нормы валютного регулирования носят постоянный характер, в то время как в зарубежных юрисдикциях они применяются только в период кризиса.

На данный момент можно говорить о двух наиболее серьезных валютных ограничениях, прописанных в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которые не применяются в развитых странах и являются источником проблем как для физических, так и для юридических лиц – валютных резидентов РФ.

Первое – это требование репатриации валютной выручки. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возвращать в уполномоченные банки в России средства, получение которых предусмотрено внешнеэкономическими договорами. Требование репатриации снижает конкурентоспособность российского бизнеса по сравнению с корпорациями стран-членов ОЭСР.

Второе ограничение – это закрытый перечень операций по зарубежным счетам. Перечень разрешенных операций достаточно узок: определены 6 разрешенных операций для всех категорий резидентов, 12 операций – для физических лиц и всего 5 операций – для юридических лиц. Это сильно затрудняет использование зарубежных счетов российскими компаниями и гражданами. Вместе с тем, органы и агенты валютного контроля не имеют реальной возможности контролировать соблюдение ограничений по зарубежным счетам в условиях отсутствия действенных инструментов международного обмена информацией. Помимо этого, существуют и другие проблемы, которые оказывают давление на валютных резидентов.

С учетом описанных проблем, вызываемых неоправданными ограничениями для российских граждан и юридических лиц, эксперты подготовили ряд предложений, призванных исправить ситуацию.

На первом этапе предполагается устранить ключевые барьеры валютного регулирования, которые препятствуют внешнеэкономической деятельности российских предпринимателей. Для этого необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. Разработать поправки в законодательство, направленные на отмену требования репатриации и установление открытого режима использования зарубежных счетов.

2. Подготовить предложения, направленные на устранение запрета на валютные операции между резидентами с установлением запрета в ГК РФ на использование иностранной валюты в качестве платежного средства на территории РФ.

3. Для обеспечения безопасности трансграничного движения капитала необходимо дополнить перечень необычных сделок в Приказе Росфинмониторинга №103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» 2009 г. в соответствии со стандартами ФАТФ. В частности, включить в него случаи, когда отгруженный товар соответствует определению товара с «повышенным риском отмывания денег» – используются многократно исправляемые или часто продлеваемые аккредитивы и пр.

4. Развивать информационное взаимодействие таможенных органов и подразделений финансовой разведки внутри страны – оперативно обмениваться информацией в случае подозрений о правонарушениях и создавать условия взаимного доступа к информационным базам ФТС и Росфинмониторинга.

5. Подготовить предложения, направленные на перенос норм об уведомлении и отчетности по зарубежным счетам в НК РФ для целей налогового контроля (для налоговых резидентов), аналогично странам-членам ОЭСР.

На втором этапе, в 2019–2020 гг. целесообразно отменить требование подачи отчетности лицами, счета которых находятся в странах автоматического обмена информацией с Россией в соответствии с CRS MCAA. Также на втором этапе предполагается полностью отказаться от ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», перенеся необходимый понятийный аппарат в другое законодательство.

Предлагаемая трансформация валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах, что приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности в России.

Оригинал публикации

А. А. Коваль, А. Д. Левашенко, С. Г. Синельников-Мурылев, П. В. Трунин «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

Публикации в СМИ:

  • РБК: Центр Кудрина предложил отменить валютный контроль
  • Коммерсантъ: Отменный курс

  • Дата: 14.03.2018

    <<



    Анонсы

    Все анонсы


    Контакты

    Схема проезда
    Схема расположения корпусов
    Приёмная директора



    Телефон:+7 (495) 926-60-24


    E-mail:mo@ranepa.ru
    ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
    143402, г. Красногорск,
    ул.Речная, д. 8, к. 2 (418 ауд)

    Телефон:+7 (495) 926-60-24 (доб. 888, 904)


    E-mail:pk-mo@ranepa.ru
    ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ



    Телефон:
    +7 (495) 926-37-28



    E-mail:kolesnikova-sv@ranepa.ru
    Гостинично-жилой комплекс
    143402, г. Красногорск,
    ул. Октябрьская, д. 4

    Телефон:
    +7 (495) 926-57-73



    E-mail:hotel-mo@ranepa.ru
    Карта сайта